Материалы RusCable.Ru

Тендерная история: ГОСТ 16442-80 за бюджетные деньги

06.08.2020 11:00
Просмотров: 23966

Портал RusCable.Ru начинает серию материалов, каждый из которых расскажет читателям об определенном кейсе из практики проведения конкурсных закупок на кабельном рынке России. Наши посетители и друзья делятся информацией и опытом с редакцией, а мы разбираемся в этих случаях подробнее. Выражаем надежду, что большая гласность и открытость, а также привлечение внимания общества к проблемам в сфере тендеров, поможет добиться еще большей прозрачности, честности среди всех участников рынка. В этой статье мы разберем: почему новое это хорошо забытое старое, как старый ГОСТ 16442-80 попал в закупки за счет госбюджета, почему этот стандарт более не актуален и зачем его использование могло понадобиться государственной компании «Мосавтодор».

Начнем издалека

Кабельно-проводниковый рынок России является высококонкурентным. Для того чтобы компания могла уверенно работать и расти в прибыльности – ей необходимо всегда быть в первых рядах безостановочной гонки: за технологиями, уникальными разработками, лучшими условиями для клиентов и, конечно же, друг другом. Маленькая маржинальность и большая перенасыщенность предложением массового рынка ведет кабельщиков к специальным или крупным государственным проектам, судьба которых решается с помощью тендерных закупок. Некоторые оккупируют свои маленькие, но прибыльные ниши, совершенствуясь в своей специализации так, чтобы порог вхождения для новичков и потенциальных соперников был максимально высоким. Другие устанавливают или наследуют хорошие связи и историю сотрудничества с ведущими государственными заказчиками в стране, будь то «Росатом», Министерство Обороны и т.д. А остальные бьются за победы в конкурсных закупках, придумывая и предлагая новинки, улучшения, гибкое ценообразование. Со стороны это похоже на одно большое соревнование, «Олимпийские кабельные игры», огонь которых не затухает никогда (ну разве что на зиму).

Однако, не все так просто и открыто, как это возможно предположить со стороны. Механика тендеров, созданная как для противодействия коррупции и контроля бюджетных средств, так и для защиты честной конкуренции и борьбы с монополизмом, как говорит один известный «мем»: воюет «не в ту сторону». По факту, она не всегда обеспечивает честность в проведении закупки, а государственные регуляторы периодически отчитываются о вскрытии сомнительных методов, которые используют организаторы и участники тендеров. Примеры такого можно встретить в любой отрасли, но кабельный рынок столкнулся с ними остро.

Зачем это делается? Логические догадки приводят к следующим предпосылкам: желание наживы, лоббирование интересов партнеров, нежелание работать с неизвестными поставщиками. И если мы не можем умалять важность этих причин для всех задействованных участников подобных событий, то это делает за нас буква закона.

I am the Law!

В ходе конкурентных торгов, известных в быту как тендеры, заказчик выбирает товар или услугу по лучшим условиям. Он объявляет о закупке, а потенциальные исполнители предлагают свои варианты, решения, вступая в процесс торга.

Всего существуют три группы заказчиков, деятельность каждой из которых регулируют свои нормативные документы. Закупки коммерческих компаний проводятся согласно предписаниям Гражданского Кодекса РФ и Закона о защите конкуренции (135-ФЗ). Они практически свободны в своем выборе и многие из них не публикуют закупки, сотрудничая с уже привычными им поставщиками. По большей части, такие компании используют тендеры для привлечения новых поставщиков и обновления пула старых, а также оптимизации закупок в целом. Отчасти это играет на руку некоторым игрокам, но все же не стоит забывать, что самым крупным заказчиком в нашем сегменте всегда будет государство и компании с государственным участием. Именно они представляют две другие группы.

Закупки государственных и муниципальных заказчиков (бюджетников) жестко контролируются на каждом этапе требованиями специального закона 44-ФЗ. Это сфера «госзакупок», максимально открытых торгов с подробной информацией на сайте zakupki.gov.ru. Нарушение этих требований или попытки их обхода караются: заказчики облагаются штрафами и состоявшуюся «нечестную» закупку отменяют; предприниматели попадают в реестр недобросовестных поставщиков получая своеобразное клеймо, которое остается с ними и при работе в тендерах по другим ФЗ. Тем не менее, 44-ФЗ гарантирует заключение контракта для победителя торгов – он может быть уверен в этом и в том, что его услуги будут оплачены согласно договору.

Более мягкий и лояльный 223-ФЗ регулирует закупки для госкорпораций, естественных монополий и т.д. Он устанавливает только общие принципы закупок, так как они оплачиваются не за счет бюджета, но организуются компаниями которые являются объектом интересов или принадлежат государству. Закон выдвигает основное требование к заказчикам: необходимость самостоятельной разработки собственного положения, которое будет описывать требования к участникам и способы определения поставщика. В связи с этим, всем участникам закупок по 223-ФЗ первым делом нужно проводить подробное ознакомление с положением о закупок каждого конкретного заказчика.

Работая по одному из перечисленных законов, заказчик формирует запрос и необходимую документацию, после чего публикует их на сайте электронной системы оператора торгов. Частные компании могут делать это на любых электронный торговых площадках (ЭТП), остальные только на аккредитованных.

Далее определяется способ проведения тендера. Существуют открытые закупки: конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений. И закрытые: закрытые конкурсы и аукционы. Каждый из способов отличается ключевыми критериями и способами выбора. Так, в аукционе главное цена, побеждает тот кто предложит меньшую. Запрос котировок похож на аукцион, но отличается гораздо более сжатыми сроками – обычно не более недели. В конкурсе победу присуждают участнику с лучшими условиями по закупке (оригинальность и преимущества решения, вкупе с адекватной ценой). Запрос предложений аналогичен конкурсу, но его, опять же, отличает строгое ограничение по срокам. Еще существует формат неконкурентной закупки у единственного поставщика, когда контракт передается конкретному исполнителю. Чаще всего, это возможно только в случае закупки услуг у естественных монополий.

И, наконец, все предложения поданы, ставки сделаны, ставок больше нет. В одноэтапном тендере заказчик выбирает победителя на основе полученных предложений без дополнительных обсуждений и встреч с участниками. В двухэтапном, после первого этапа заказчик проводит уточняющие мероприятия, торги, а участники доработку предложений. После этого, комиссией заказчика проводится голосование и отбор победителя. Впереди ждет подписание контракта и успешная, плодотворная работа двух новообразованных партнеров.

Кстати, если вам интересно узнать чем конкретно отличаются 44-ФЗ и 223-ФЗ, предлагаем обратиться к материалу Контур.Закупки. В нем подробно раскрываются все основные отличия двух законов и как они влияют на процесс закупок.

Теперь, когда мы закончили с небольшим экскурсом в «теоретическую» часть – перейдем к части «фактической». Начиная с этого материала мы запускаем серию публикаций, которые будут посвящены обзору конкретных примеров из тендерной практики, которые покажут нам обратную сторону процесса конкурсных закупок в России. Отвечая на риторический вопрос «зачем писать о том, о чем и так все знают?» – за тем чтобы придать гласность существующей проблеме и мотивировать участников кабельного рынка быть более честными и бороться за это.

По кривой дороге вперед не видать

В общении со специалистами со всего кабельного рынка России, мы довольно часто получаем разные обращения, просьбы для разъяснений и примеры событий. Именно такое обращение послужило основой для первой истории в нашей серии. Мы пригласили наших коллег в редакцию, ознакомились с открытыми официальными документами, а также с личными впечатлениями и опытом непосредственных участников. Собрав все воедино, рассказываем об этом вам.

31 марта 2020, еще перед разгаром эпидемии новой коронавирусной инфекции, специалистами «Мосавтодор» на площадке РТС-тендер была опубликована заявка о закупке кабельной продукции. Тендер с начальной ценой в 5 млн рублей приглашал к поставке 5 км КВВГнг 14х1,5; 20 км СИП-4 2х25 и 83 км круглого кабеля ВВГ 3х2,5. Закупка была размещена согласно всем правилам и требованиям, в формате аукциона. Заказчик принимал предложения в течение 10 дней и уже через 2 недели после объявления аукциона определил победителя.

Однако, в техническое задание к поставляемой продукции закралось небольшое «но», которое выявили наши коллеги. В то время, как КВВГнг и СИП-4 должны были быть произведены в соответствии с актуальными ГОСТ 1508-78 и ГОСТ 31946-2012, то ВВГ обязали произвести согласно ГОСТ 16442-80. И это оказалось очень странным, как минимум потому, что официально данный ГОСТ уже отменен.

Компания ГБУ «Мосавтодор» отвечает за ремонт и содержание региональных автомобильных дорог Подмосковья. Общая протяженность подотчетной ей сети превышает 14,1 тысяч км. В структуру учреждения входят 9 региональных управлений и 25 производственных комплексов. Это огромная структура, имеющая в своем распоряжении тысячи сотрудников и огромное количество единиц техники. Всего, по данным официального сайта госзакупок «Мосавтодор» опубликовал свыше 4,5 тысяч объявлений о закупках. Однако, что интересно, индивидуальные закупки кабельно-проводниковой продукции проводятся организацией в среднем 2-3 раза в год с начальной ценой от 2 до 6 млн рублей.

После ознакомления с тендерами на кабельную продукцию за последние 5 лет, мы обнаружили что каждый раз к позиции силового кабеля при заказе «Мосавтодор» требует выпуска согласно ГОСТ 16442-80. Почему это неправильно?

Старый ГОСТ держит оборону

В настоящее время на данный вид кабельной продукции действует межгосударственный стандарт ГОСТ 31996-2012. Он был введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1414-ст взамен отмененного тем же приказом ГОСТ Р 53769-2010.

ГОСТ 16442-80, введенный в 1982 году, был заменен в 2010 году ГОСТ Р 53769-2010. Однако, в 2011, согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 117-ст от 25.06.2010 его действие было восстановлено, но исключительно для выпуска кабельной продукции по заказам Министерства обороны РФ. Производство и сертификация кабеля по этому ГОСТ для любых иных целей недопустимо. Это дословное толкование четкого и понятного приказа, подробнее с которым вы можете ознакомиться сами.

То есть буквально, кабельный завод имеет право приступить к производству кабельной продукции исключительно при наличии существующего заказа МО РФ. На производство подобного кабеля должен существовать отдельный сертификат, подтверждающий возможность выпуска продукции под конкретный ГОСТ для нужд Минобороны РФ. Любые другие производители, не имеющие прямого заказа и сотрудничества с МО РФ не имеют права на производство продукции в соответствии с ГОСТ 16442-80.

Возможно предположить, что «Мосавтодор» осуществляет заказ продукции по прямому поручению МО РФ. Однако, необходимо понимать следующие ключевые факторы, которые соблюдают заводы, сотрудничающие с военной приемкой. МО РФ осуществляет закупки продукции в целях исполнения государственного оборонного заказа и для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации на основании и в порядке, установленных 275-ФЗ и 44-ФЗ. В связи с этим, фактом, подтверждающим наличие заказа МО РФ на поставку продукции для государственных нужд, является государственный контракт по государственному оборонному заказу, заключенный государственным заказчиком с головным исполнителем на поставки кабельной продукции, изготовленной по ГОСТ 16442-80, и контракт, заключенный головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки указанной кабельной продукции, необходимой головному исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа. Другими словами, в информации о закупке, а также в договорных документа особо отмечается, что данный тендер проводится во исполнении оборонного заказа для Министерства Обороны РФ. Данной информации в тендерах «Мосавтодор» не имеется.

Далее, участник закупки получивший оборонный заказ становится одним из исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, и должен выполнить ряд требований, в том числе:

  • заключить с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении;
  • соблюдать режим использования отдельного счета, открытого головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта и каждого контракта;
  • обеспечить качество товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта;
  • обеспечить возможность осуществления государственным заказчиком, головным исполнителем (при включении в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) и контролирующим органом контроля за исполнением контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;
  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту;
  • предоставлять по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам.

Эти требования также не излагаются в документации к обсуждаемым в статье тендерам «Мосавтодор».

Более того, изготовление кабельной продукции по государственному оборонному заказу осуществляется под контролем военного представительства МО РФ, которые создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях в случаях, установленных государственными контрактами. Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.

Предприятие, которое решится на работу с МО РФ по оборонным заказам должно пройти через ряд больших проверок, иметь высокие подтвержденные компетенции и устоявшиеся связи с прямым заказчиком. Традиционно, по данным заказам работают крупнейшие и старейшие кабельные предприятия России. Так как для непрофильных заводов или небольших компаний подобная работа потребует огромных вложений и усилий. Возвращаясь к закупкам «Мосавтодор» мы вновь отмечаем отсутствие любой информации, соответствующей вышеизложенным требованиям.

Большая разница

Для нас по-прежнему остается открытым вопрос о том, почему МО РФ потребовало восстановления действия ГОСТ 16442-80 для продукции производимой по заказам ведомства. Но мы можем предположить, что «Мосавтодор» считает данный ГОСТ более надежным, нежели актуальный ГОСТ 31996-2012. Поэтому мы приведем сравнение двух стандартов.

Известно, что новый ГОСТ был разработан в связи с необходимостью систематизации и упорядочения требований, предъявляемых к группам силовых кабелей для повышения их технического уровня, безопасности и качества на основе обобщения отечественного опыта производства и эксплуатации, современных норм пожарной безопасности, а также международных требований, установленных в стандарте МЭК 60502-1 и гармонизированных документах CENELEC — HD 603 и НD 604.

 

Характеристики

Силовые кабели

Старый ГОСТ 16442-80

Новый ГОСТ 31996-2012

Обязательная единообразная цветовая маркировка жил с целью их идентификации

Нет

Да 

 

Допускается по согласованию с заказчиком маркировка основных изолированных жил цифрами, начиная с единицы. При этом изоляция жилы заземления (PE) должна быть зелено-желтой, изоляция нулевой жилы (N) – синей, и они не должны иметь маркировку цифрами

Обязательное заполнение внутренних и наружных промежутков между скрученными изолированными жилами для придания кабелю круглой формы

Нет

Да

 

Для повышения устойчивости при механических воздействиях и обеспечения ввода кабелей во взрывоопасное оборудование

Изготовление экранированных кабелей на напряжение 0,66 и 1кВ с целью повышения защищенности (электромагнитной совместимости)

Нет

Да

Уточненные значения допустимых токовых нагрузок на кабели

Нет

Да

Требование к минимальной массе одного метра токопроводящей жилы с целью исключения возможности поставки кабелей с заниженным сечением токопроводящих жил

Нет

Да

Соответствие требованиям пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 31565-2012 «Кабельные Изделия. Требования Пожарной Безопасности»

Нет

Да

Предусмотрена конструкция огнестойких кабелей

Нет

Да

Нормирование среднего значения толщины изоляции

Нет

Да

Расширенный диапазон сечений токопроводящих жил

одножильные кабели до 240 мм²;

 

многожильные кабели с 2-мя, 3-мя и 4-мяжилами до 240 мм², а пятижильные кабели до 50 мм²

одножильные кабели до 1000 мм²;

 

многожильные кабели с жилами равного сечения до 400 мм², в том числе пятижильных кабелей до 240 мм²;

 

Из этой информации следует, что применение кабеля, выпущенного по старому ГОСТ для иных от военных нужд, может нести в себе опасность в эксплуатации. Ввиду отсутствия повышенных требований к безопасности и несовместимости с современными стандартами, как в части самого кабеля, так и электрооборудования с которым он взаимодействует. Поэтому можно предположить, что «Мосавтодор» вряд ли преследует желание заполучить более высокое качество для своих нужд.

Победителей не судят

Продолжая историю нашего тендера, обратимся к официальной переписке, доступной для открытого ознакомления на сайте закупок. Наш собеседник, участник данного аукциона, обратился в организатору тендера с просьбой о разъяснениях в части производства продукции по ГОСТ 16442-80. В письме отмечались, изложенные нами доводы, с последующей просьбой объяснения позиции заказчика. На ряд писем и официальных ответов от компетентных органов (АЭК, ВНИИКП, ТК-46) представители «Мосавтодор» отвечали в одних и тех же словах.

Вышеуказанный стандарт устанавливает требования к кабелям, изготовляемым для нужд народного хозяйства и поставки на экспорт.

Кроме того, согласно решению ФАС России от 07.11.2016 по делу № К-1785/16 в пункте 2 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.06.2010 № 117-ст установлено: «Восстановить применение ГОСТ 16442-80 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия» на территории Российской Федерации и ограничить только на кабельную продукцию, изготавливаемую по заказу Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2011 г.». При этом, вышеуказанный приказ не устанавливает запрет на производство кабеля в соответствии с ГОСТ 16442-80 по заказу иных государственных заказчиков.

ГБУ «Мосавтодор» является государственным бюджетным учреждением. Установление требований к кабелю в соответствии с ГОСТ 16442-80 не влечет ограничений конкуренции, так как проведя анализ рынка в общедоступной сети Интернет было выявлено, что кабели ВВГ производятся и реализуются различными поставщиками и производителями в соответствии с ГОСТ 16442-80. Таким образом, Заказчиком правомерно установлено требование к характеристикам ВВГ в соответствии с указанным ГОСТ.

Так же, следует отметить, что отдельные положения данного ГОСТ включены в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) и в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 №768).

Запросы участников были проигнорированы, повестка закупки не изменена. Согласно официальным данным, к участию в тендере были допущены всего две компании: «ЭТМ» и «Союзконтракт». Победителем была выбрана последняя. Что интересно, компания «Союзконтракт» была зарегистрирована 30 января 2020 года. Спустя это время организация приняла участие в двух десятках тендеров, четыре из которых она выиграла. Однако, только один из них был связан с поставкой кабельной продукции, большинство других были направлены на поставку автомобильных запчастей. Судить об успеха компании на поприще миллионного тендера спустя всего два месяца от основания мы не будем, а предоставим это вам, вместе с подробным отчетом отраслевого сервиса «Чеснок».

Каков итог?

После расставления всех точек над «i» возникает один вопрос. Зачем? Почему в течение всех этих лет компания продолжает размещать подобные тендеры, которые всегда уходят малоизвестным трейдерам. Принять участие в таких тендерах не могут заводы без военной приемки, потому что для них производство такой продукции станет нарушением закона. Возможно предположить, что данный фактор вводится для отсечения потенциальных конкурентов уже сложившимся партнерам. Так как даже те заводы, которые согласятся произвести продукцию по требованиям «Мосавтодор» можно отсечь под предлогом, что они не имеют на это право. Но по факту получается, что каждый победитель у подобных тендеров компании – новый. Среди них нет кабельных заводов или крупных торговых домов.

В связи с нежеланием «Мосавтодор» идти на открытый контакт и расширенно отвечать на возникающие у рынка вопросы, мы можем строить только оценочные суждения, а об истинных причинах гадать. Тем не менее, подобный образ проведения конкурентных закупок, которые должны обеспечивать прозрачность и честность, наоборот вредит этим качествам. Тендеры – это инструмент честной конкуренции. Их задача – это развитие роста в компаниях рынка и прозрачности у бюджетников. При правильном подходе, их результаты для оздоровления рыночных отношений и экономики страны были бы положительны и ощутимы. Но подход не правильный.

Так почему же те, кто играет по честному молчат? Почему не обратятся в ФАС и не воздадут нарушителям по справедливости? Потому что это дорогостоящая и времязатратная авантюра, которая с великой вероятностью не принесет ни справедливости, ни возмещения, ни сатисфакции? Ответить на эти риторические вопросы, а также защитить себя от недобросовестных действий поможем вам мы. Уже в ближайшее время портал RusCable.Ru выпустит анонс уникального формата поддержки в юридическом поле. Следи за обновлениями и знайте, что вместе мы сможем большее.

Мы продолжим публикацию материалов из этой серии. Каждая из них будет посвящена отдельному рассказу об отдельном кейсе. RusCable.Ru надеется, что гласность подобных практик поможет борьбе с ними в будущем.

 

Если у вас есть аналогичные истории, которыми вы хотите поделиться, то пишите нам на mail@ruscable.ru.

Выражаем благодарность за помощь в формировании материалов: «АЭК», «Томсккабель», B2B-Центр